ÿдыр
(дочь— на марийском языке)
Мой проект посвящен утрате связи с культурой и языком народа Мари. Я родилась в г. Йошкар-Оле, в Республике Марий Эл. По национальности я — марийка. Когда мне было 14 лет, в переписи населения указала себя, как русская. В 25 лет я сменила место жительства, уехав в Санкт-Петербург.
Мои родители родились в 60-е годы в небольших деревнях на территории республики Марий Эл. Тогда существовало разделение на марийские и русские: деревни и школы. Несмотря на то, что по национальности они были марийцами, волею судьбы они оба закончили школы без изучения национального языка и культуры.
Моя история повторила их. Я пошла в первый класс в школу рядом с домом, где был марийский язык. До сих пор помню, как там научилась считать от 1 до 10 и названия некоторых животных. Дальше был переезд в новую квартиру и смена школы. Это был сложный период и возраст — я начала стесняться своей внешности, национальности и хотела быть только русской. Что касается моих родителей, они стеснялись говорить на родном языке, когда переехали из деревни в город и переходили на русский язык даже с марийцами.
Проект снимался в деревне, где росла моя мама. Последним постоянным жителем деревни была моя бабушка. Моя мама сохранила платья бабушки и полотенца, которые она сама сшила. Дом бабушки пустует с января 2014 года, в тот год ее не стало. Еще несколько десятков лет и от домов в деревне ничего не останется. Обрыв с которого открывалась панорама на лесной ландшафт зарос лесом. Колодец, где брали питьевую воду прогнил, вода затухла в нем и стала непригодна для питья.
В ходе работы над проектом, я открыла для себя много нового о своей национальной культуре и обычаях. Например, что помимо православной веры у современных жителей республики есть еще и вера предков, древнее марийское язычество — чимарий. Яркое воспоминание из детства — ритуал в священной роще, на котором я также присутствовала. Тогда приносили в жертву гуся. На данный момент сохранилось около 300 таких рощ, одна их них располагается рядом с маминой деревней.
В марийском языческом пантеоне около 40 богов. По мифологическим представлениям мари, каждый человек после рождения имел свою богиню- покровительницу Шочын Ава. Ее представляли в образе женщины, которая незримо следует за своим подопечным, оберегая его от всяких невзгод. Для проекта я из полимерной глины слепила богиню Шочын Ава.
С появлением у меня ребенка, появилось стремление моих родителей сохранить и передать этнические традиции, чтобы культурная память развивалась в следующем поколении. И только сейчас я, работая над проектом, погружаюсь в историю и культуру, осознаю неповторимость и уникальность своих этнических корней. С сыном мы вместе учим слова по азбуке, которую подарил ему мой отец. Читаем сказки про марийских богатырей Чоткар и Чумбылат и сереброзубую красавицу Пампалче. Навещаем деревни и кладбища, связанные с нашими предками.